Главная / Обучение / Статьи Специалистов "Альвасар" / Психология / Как помочь ребенку стать «нормальным"?

Как помочь ребенку стать «нормальным"?

Как помочь ребенку стать «нормальным"?

Статья №3 «Как помочь ребенку стать «нормальным»»?

f24e01f416dc4ad792747e56e4f22b9eНам очень хочется, чтоб наше чадо выросло здоровым и счастливым, и мы, перепробовав различные стратегии решения психологических проблем, невольно задаемся вопросом: почему их часто так сложно решить?

Когда родителям приводится пример-аналогия с яблоней и задается вопрос: «Отчего яблоко гниет и падает раньше времени на землю?», то ответ находится достаточно быстро: «С корнями что-то не в порядке!»

Это действительно так, и если в этом же ключе задуматься о человеческой жизни, то становится ясно, что если родителям не удалось повлиять на ситуацию самостоятельно или с помощью детского психолога, то причина лежит гораздо глубже – на уровне «корней».

Увы, большинство родителей, как правило, не зрят так глубоко – и при продолжительных психологических проблемах ребенка они готовы бежать к кому угодно, лишь бы ситуация разрешилась. Как правило, к системному семейному психологу такие родители приходят с таким же запросом, как и к детскому: «Пожалуйста, сделайте с ним хоть что-то, ЧТОБЫ ОН СТАЛ НОРМАЛЬНЫМ!!!»

53997383В чем же проявляется «ненормальность» ребенка? Он/она: врет, не слушается, не хочет учиться, не хочет ходить в школу, ничего не хочет делать, рассеян и невнимателен, курит, уходит в мир фантазий, не хочет жить, ворует, угоняет машины, проявляет агрессию/ апатию/ гиперактивность, неконтактен, стремится к одиночеству.

Родители удивляются и поражаются, почему в их приличной семье растет «такое» чадо. Но если уж родители не понимают причин поступков своих детей, то, поверьте, ребенок тем более не знает, почему он совершает то или иное действие, почему у него возникла та или иная психологическая проблема.

Повторюсь, это значит только одно: если вы пробовали многие способы решения проблемы, и они не помогли, то искать решение нужно НЕ НА УРОВНЕ РЕБЕНКА, А НА РОДИТЕЛЬСКОМ УРОВНЕ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ.

Увы, далеко не все родители понимают это и некоторые просто опускают руки…Делать это непредусмотрительно, если не сказать опасно.

Что же произойдет, если вовремя не решать психологические проблемы у ребенка?

  • 2-10-2013 27Как минимум, ребенок проживет не настолько счастливую жизнь, как мог бы.
  • Как максимум - всю свою жизнь он будет продолжать делать несчастным не только себя, но и других людей, и окружающий мир от этого только проиграет.

Вот крайние случаи того, в кого вырастают такие дети: воры и клептоманы, проститутки, убийцы, в том числе серийные, шизофреники, аутисты, тираны и садисты в своих семьях, аферисты, трансвеститы и транссексуалы.

Этот список, увы, можно продолжать и дальше. Вам скажут, что эти отклонения генетически заложены? Или что такими становятся только в ужасных семьях? Или что если родитель желает добра ребенку, то ребенок никогда не вырастет никем из описанных людей?

Эти объяснения вас вряд ли утешат, если вы уже являетесь родителем ребенка, который потенциально может превратиться в асоциального члена общества.

Есть ли выход из этой ситуации? Да, решение существует. Его искали много лет лучшие умы, поскольку это очень сильно влияет на развитие жизни на Земле всего человечества в целом.

Психологи задумались:

  • На каком уровне «вырастает» проблема ребенка?
  • Есть ли какие-то закономерности?
  • Какие нарушения этих закономерностей влияют на дисфункциональное поведение ребенка?

И главная задача психологов, которые подходят к решению проблемы системно, понимая, что ребенок живет не сам по себе в этом мире, а в своей семье-системе – донести до родителей одну простую мысль: «ДЕТИ – В ОТВЕТЕ».

depositphotos_8726777-Lifestyle

В ответе за то, что происходит в семье: между родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами. Ребенок – самое слабое звено этой цепочки, ведь он обладает магическим мышлением, думая: все, что происходит – из-за меня, мне надо помочь, исправить, даже ценой собственного здоровья и «ненормального» поведения. Нравится нам это или нет – большинство детей внутри себя размышляют именно так и чувствуют себя виноватыми и ответственными за то, что происходит в семье.

Например, вот так:

– Папа с мамой часто ругаются, и мама не хочет жить с папой. Как я могу ей помочь? Выгнать отца из дома и встать на его место – быть маме опорой и поддержкой!

Результат: сын-подросток вручает отцу чемодан, выпроваживая его за дверь, и встает не на свое место - несет на себе непомерную для его возраста тяжесть и ответственность. От этого подсознательно сильно злится и всю агрессию вымещает на маме.

Или так:

- Папа сильно грустит оттого, что умер его папа, мой дедушка. Прошло уже много лет, а папа никак не может пережить это горе. Как я могу ему помочь? Буду разделять это горе с ним!

Результат: дочь переживает горе вместе с отцом, подсознательно думая, что таким образом помогает отцу. Она плохо учится, у нее нет сил делать уроки, а еще она говорит родителям, что не хочет жить.

Еще так:

- Мама стала забывать о том, что у меня есть родной отец и просит меня называть отчима папой. Как я могу напоминать маме о том, что у меня есть родной отец, а у нее был первый муж? Я буду вести себя точно так же, как мой родной отец!

Результат: сын начинает курить и проявлять те нелицеприятные черты, которые характерны для его родного отца. Именно те черты, из-за которых мама и развелась с отцом.

Итогом такой работы для родителей будет важное осознание: поиск корневой причины приводит к тем необходимым действиям именно со стороны родителя, которые восстановят порядки в семейной системе. В таком случае у ребенка больше не будет необходимости транслировать проблемное поведение, чтобы донести до родителей определенное «послание», поскольку с помощью системного подхода это «послание» будет прочитано и осознанно.

Мы в силах помочь нашим детям уже сейчас, делая конкретные шаги для  восстановления порядка в семейных системах, чтобы «симптом» перестал быть необходимым и ребенку, и семейной системе в целом.

© Мэя Рин 
8 495 481 39 12